Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Газета "Красная Звезда".   |    17 июня 1995 года.

Рассказываем впервые.

ПКА, или просто "Лапоток".
ПКА, или просто

Имя конструктора авиационной и космической техники Павла Владимировича Цыбина незаслуженно осталось в тени. По причинам ли секретности, которая скрывала от нас многое и многих, или по каким-то иным - не знаю. Может быть, еще и потому, что человек это был на удивление скромный, никогда не выпячивал ни себя, ни свои разработки. Между тем сделано им очень многое: и то, что пошло, как принято говорить, в серию, и то, что так и осталось в проектах, хотя инженерные решения, им предлагаемые, опережали время, отличались оригинальностью и конструкторской смелостью.

Завесу секретности несколько приподнял некролог, опубликованный в "Красной звезде" 12 февраля 1992 года. В нем говорилось, что ушел из жизни талантливый конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии, создатель десантных планеров, сверхзвуковых самолетов, космических кораблей "Восток", "Союз" и "Буран"... Последние годы жизни полковник П.В.Цыбин работал в НПО "Энергия" (бывшее ОКБ-1), куда пришел в 1960 году и был заместителем у Сергея Павловича Королева. Отсюда понятно его участие в разработках упомянутых космических проектов. Но я хочу рассказать о предшествующих этому неизвестных страницах творчества конструктора.

ИДЕЯ ракетопланов родилась давно, первые проекты появились перед войной, на какое-то время были "заморожены", а в начале 50-х снова заговорили о крылатых пилотируемых аппаратах больших скоростей и высот. В США эти разработки вели ВВС и НАСА (проект "Дайна Сор", Х-20), у нас - ОКБ-23 и ОКБ-256. Первое возглавлял профессор генерал-майор В.М.Мясищев, второе - доктор технических наук полковник П.В.Цыбин.

Королев в эту пору уже жил космическими замыслами, поскольку создаваемая в ОКБ-1 межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести тяжелую боеголовку, могла при определенных доработках стать космическим носителем. Отношения между ним и Цыбиным были и дружескими и деловыми, что позволяло Сергею Павловичу раскрыть свои планы и искать поддержки.

В конструкторской биографии Цыбина была еще одна, ныне не то чтобы забытая, но все-таки меньше других известная, страница: проект "ЛЛ-1" - летающая лаборатория, а точнее - экспериментальный ракетный самолет для исследования кризисных явлений на больших скоростях полета. На этом аппарате впервые было установлено катапультируемое кресло пилота. Был и второй проект - "ЛЛ-2" - аппарат с обратной стреловидностью крыла. При одной из встреч Королев предложил Цыбину проработать вариант планирующего космического аппарата для спуска с орбиты и посадки на Землю. Были обговорены начальные условия: высота полета - 300 км, время нахождения на круговой орбите - примерно сутки, экипаж - один человек.

Цыбин не торопился с ответом, но его короткое "Можно попробовать" означало согласие. Королев улыбнулся, тронул товарища за плечо: "Пробуй, у тебя получится".

Задача оказалась весьма сложной. И если "физика" была понятна: особые условия аэродинамики, интенсивный тепловой нагрев в плотных слоях атмосферы, управление на большой скорости с помощью реактивных движков, раскрывающееся крыло, то с воплощением всего этого в реальную конструкцию было много труднее. Просчитали скоростные переходы на этапах планирования, подобрали металл для передних кромок аэродинамических поверхностей, предусмотрели "донный экран" для защиты фюзеляжа от перегрева.

Была разработана герметическая капсула для космонавта с приборами управления, иллюминаторами для кругового обзора и ориентации, система жизнеобеспечения и катапульта для аварийного покидания кабины.

Два ЖРД обеспечивали энергетику ПКА - планирующего космического аппарата (так он обозначался в проектной документации): один тормозной, другой корректирующий. Для маневрирования на орбите устанавливалась навесная двигательная установка, которая сбрасывалась на высоте 90 км после того, как скорость аппарата снижалась до 500-600 метров в секунду. Несколько реактивных сопел, работающих на перекиси водорода, обеспечивали управление на разных этапах полета. Как опытнейший планерист, Цыбин решил использовать для своего ПКА шасси "велосипедного" типа с передней и задней лыжей. Королев отслеживал все работы, которые велись в ОКБ-256, часто встречался с Цыбиным. Однажды, хитро сощурив глаза, спросил: "А ты знаешь, на что он похож?" Павел Владимирович ответил вопросом: "На утюг?" "Нет, - улыбнулся Королев. - На лапоть". Так с его легкой руки ПКА стали называть "Лапотком". Вывести его в космос должна была ракета-носитель "Восток".

В истории этого проекта много любопытного. Но самое интересное, на мой взгляд, время отсчета: эскизный проект ПКА был разработан и утвержден Цыбиным 17 мая 1959 года(!). Не все шло гладко. После продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ выявилось, что тепловые нагрузки на конструкцию аппарата превосходят расчетные. Максимальная температура экрана и кромок рулей превышала 1.500 градусов. Охлаждение жидким литием усложняло и утяжеляло конструкцию, требовалась замена материала важнейших деталей механизации крыла...

Цыбин принимает решение провести повторные испытания аппарата-аналога, предварительно смоделировав реальные условия полета. В работу включились специалисты Всесоюзного института авиационных материалов, а также "люди от Королева". После некоторого "торможения" проект вновь стал "набирать обороты". Но тут волевым решением Н.С.Хрущева началась кампания против военного самолетостроения. ОКБ-256 закрыли, а вся техническая документация была передана в ОКБ А.Микояна, а потом сдана в архив.

Почти то же самое можно сказать и о других проектах, доведенных до разного уровня проработки, но по тем или иным причинам так и не увидевших жизнь. Вспомним "тему" под индексом "40" (предшественник "Бурана"), которую предложил В.М.Мясищев; "Бурю" С.А.Лавочкина; "Спираль" Г.Е.Лозино-Лозинского; воздушно-космический самолет с шифром "48" (ОКБ-23 Мясищева)...

Между тем в ОКБ-1, которое возглавлял Королев, делали вариант космического корабля с баллистическим спускаемым аппаратом. Такая схема была более проста, надежна и требовала меньших затрат времени и средств при экспериментальной отработке. К тому же в конце 50-х годов уже были созданы и испытаны тяжелые спутники, которые могли стать хорошей основой для пилотируемого космического корабля "Восток".

Конечно же, люди третьего тысячелетия будут с улыбкой смотреть на образцы техники, с которой начался штурм Вселенной. Неказиста, не во всем рациональна, порой примитивна, без этакой современной гармонии форм, да и "начинка" - не лучшая по нынешним временам. И все-таки...

И все-таки то были дерзновенный порыв мысли и труда, конструкторская смелость и грамотность инженерных решений, обгоняющих время и устремленных в будущее.

Михаил РЕБРОВ, "Красная звезда".

Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz