Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Газета "Красная Звезда".   |    17 июня 1995 года.

Музеи военной техники

Где припаркован "Мышонок" вермахта.

Тот, кто впервые оказывается в стенах этого музея, потом еще долго не может избавиться от ощущения, будто увидел то, чего увидеть невозможно. В самом деле, танковый музей Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России, расположенный на территории военного НИИ в подмосковном поселке Кубинка, способен произвести впечатление. Особенно на тех, для кого танк, бронетранспортер или боевая машина пехоты - не просто груда железа, а символ мощи физической и интеллектуальной, образец совершенного оружия.

Несколько лет назад "Красная звезда" уже рассказывала об этом музее. В том числе о проблемах, решение которых тормозило развитие уникального учреждения. С тех пор многое изменилось. Прежде всего сам музей. Он стал лучше, увеличился штат сотрудников. Однако сказать о том, что проблемы решены, пока преждевременно. Из-за трудностей экономического характера при всем своем желании ГАБТУМО РФ не в состоянии обеспечивать музею финансирование и тем самым стимулировать быстрое его развитие. Денег хватает только для выживания (согласитесь, это в наше время немало). Что касается спонсоров, о которых мечтали танкисты, то их пока не нашлось.

ВОЕННЫХ МУЗЕЕВ в мире много. Есть и похожие на наш, собравшие под своей крышей образцы бронетанковой техники и вооружения. К примеру, в Англии, Австралии, других странах. Но ни одному из них и во сне не приснится иметь коллекцию бронированных гусеничных и колесных боевых машин, хоть отдаленно напоминающую нашу, самую многочисленную в мире.

В семи павильонах танкового музея ГАБТУ находится более 300 образцов бронетанковой техники, среди которых представлена техника 14 танкопроизводящих государств мира. Таким образом, наш музей представляет историю мирового танкостроения. Причем с его первых шагов. В экспозиции есть танки, которые участвовали в первой мировой войне, известные по кинофильму "Мы из Кронштадта" - английский МК-V, французкий Рено FТ ...

Как собиралась коллекция? Этот вопрос частенько задают посетители музея.

Начало сбора и накопления экспонатов относится к началу 30-х годов. Тогда на территории испытательного полигона после опытных проверок и выработки ресурсов оставались на хранение танки серий БТ и Т-26, МС-1 (Т-18), танкетка Т-27, легкий плавающий Т-37 и другие. Коллекция постоянно пополнялась, в том числе и за счет техники, участвовавшей в военных конфликтах - в Испании, на озере Хасан, реке Халхин-Гол, в советско-финляндской войне.

В годы Великой Отечественной войны сбор экспонатов шел за счет военных трофеев. В результате машины фашистской Германии составляют сегодня самую большую группу среди экспонатов-"иностранцев". Мы имеем образцы Т-I, Т-II, Т-III, Т-IV - танков, растоптавших Европу. "Пантеру"- одну из самых опасных в танковом противостоянии фашистских машин, Т-VIH "Тигра", а также "Королевского тигра"... Весь этот "зверинец" здесь, в музее БТВТ. Есть в Кубинке и образчики, характеризующие авантюристические попытки гитлеровцев создать "абсолютное" всесокрушающее "чудо-оружие": поражающее своими размерами 600-мм самоходное орудие "Тор" и сверхтяжелый 180-тонный танк "Маус", прозванный у нас "мышонком" (этот танк показан на рисунке). Из различных источников известно, что всего было построено три "Мышонка". Два из них сожгли в боях (в г.Цоссоне - перед входом в здание германского генерального штаба и в Берлине - у главного входа рейхсканцелярии). А третий - обнаружен на Куммерсдорфском испытательном полигоне и перевезен в наш музей.

Несколько танков и бронетранспортеров США и Великобритании послевоенного периода появились в музее в результате передачи странами, захватившими их у противника в ходе локальных войн в Корее, Вьетнаме, на Кубе, Ближнем и Среднем Востоке.

В музее находится дар командования чехословацкой армии, а также несколько танков и бронеавтомобилей, полученных по обмену с английскими музеями.

ПОНЯТНО, что собирались все эти образцы не для демонстрации посетителям музея, а для работы военных и танкостроителей. Поэтому до 50-х годов зарубежную и отечественную технику здесь даже не называли музейной. Идея превратить хранилище в музей и решение о его создании было принято в 1970 году по инициативе начальника танковых войск Советской Армии главного маршала бронетанковых войск А.Х.Бабаджаняна и начальника НИИБТ генерал-майора-инженера Г.В.Якубчика. 10 сентября 1972 года состоялось открытие музея бронетанковой техники.

Однако "открытый" музей еще многие годы оставался закрытым, секретным, объектом. Его могли посещать только слушатели и курсанты военно-учебных заведений, специалисты-оборонщики, имеющие соответствующие допуски. Второе "открытие" музея - для всех - состоялось в 1989 году. Сразу после этого его популярность значительно возросла. Только в прошлом году музей посетили около 20.000 человек. В том числе 28 военно-правительственных делегаций и группы из США, Англии, Бразилии, Кореи, Аргентины, Италии, Франции, Германии.

На наш взгляд, это говорит не только о высоком научном, историческом, но и о большом общественном и техническом интересе к музею.

Экспозиция музея постоянно расширяется за счет хранящейся техники, находок поисковых групп энтузиастов, а также за счет поступлений новых и новейших образцов БТВТ.

Полковник в отставке Николай БАЧУРИН, экскурсовод танкового музея ГАБТУ МО РФ.

Музей работает ежедневно, кроме выходных (воскресенье и понедельник), с 10 до 17 часов с перерывом на обед с 12.30 до 14.00 часов и готов принять любое количество групп. Сюда можно проехать электропоездом с Белорусского вокзала (до ст. Кубинка, выход налево по ходу поезда), далее - вторая остановка автобуса № 27. Автотранспортом - по Минскому шоссе - 64-й километр. Тел. 593-57-34, доб. 24-77.


Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz