Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Российская газета.   |    Воскресенье, 7 мая 1995 года
Учитель танков.
Николаq Федорович Шашмурин

Конструктору знаменитых боевых машин исполняется в этом году 85.

Имя Николая Федоровича Шашмурина широко неизвестно. В последнем издании Военного энциклопедического словаря о нем нет ни строчки. Между тем его вклад в Победу переоценить невозможно: во многом благодаря ему наша армия получила те танки, которые справедливо нарекли "танками победы".

Николай Шашмурин родился в 1910 году в семье строгих народных традиций, получил отличное общее и высшее профессиональное образование. В 1937 году пришел работать инженером на Кировский завод и пятьдесят лет отдал созданию того, что раньше называлось "броневой щит Родины".

Перечислить все, что сделал этот человек, участвовавший и в создании СМК и Т-80, в газетном очерке, увы, невозможно, хотя каждая страница его многотрудной жизни достойна самого внимательного прочтения.

Молодой конструктор Николай Шашмурин не только ввел в русскую техническую речь немецкое слово "торсион", но и вопреки яростному сопротивлению авторитетов Кировского завода, в первую очередь всесильного Жозефа Котина, добился внедрения торсионной подвески на проектировавшиеся тяжелые машины. Сегодняшний танк немыслим без такой подвески, а тогда... Николая Федоровича обвинили во всех смертных грехах, чуть не отдали в лапы НКВД. Заработав нервное потрясение, рано поседев, инженер получил уважительное прозвище "дед" и... на долгие годы стал для Ж. Котина палочкой-выручалочкой.

Красная Армия встретила войну, имея 636 тяжелых танков КВ конструкции Котина. В принципе КВ были почти непоражаемы, они могли прорвать любую противотанковую оборону, выиграть дуэльный поединок с любым танком того времени, но... никакой заметной роли ни в начальный период войны, ни в тяжелом 42-м не сыграли. Танки-фантомы - они вроде бы и были, и выпускались в возрастающих количествах, но на полях сражений появлялись единичными экземплярами, а не всесокрушающими армадами. В чем же дело?

КВ от рождения имели слабую коробку переключения передач, и это делало их совершенно небоеспособными - танки становились замертво, проехав порой несколько километров.

Вот и получилось, что к сражениям за Харьков и в Крыму танковые части оказались подготовлены еще хуже, чем к июню 41-го. Фактически Красная Армия осталась без бронетанковой техники, так как выпуск Т-34 еще не стал массовым, а тысячи КВ стояли мертвым грузом.

Жозефа Котина спасло тогда, наверное, чудо, умение лавировать в высших политических кругах - он был родственником Клима Ворошилова - и "палочка-выручалочка". Вспомнили, что есть "дед", который сможет... Николай Федорович сделал, казалось бы, невозможное и "научил" КВ-1 ездить. Им была спроектирована прекрасная коробка передач. Неповоротливый, тяжелый КВ-1 еле ползавший, стал буквально "летать". Танку была присвоена литера "с" - скоростной, именно КВ-1с сыграли важнейшую роль в Курской битве. О надежности коробки Шашмурина говорит такой факт: при передислокации 5-й танковой армии КВ-1с прошли своим ходом без единой поломки 400 километров и с марша вступили в бой!

"Деду" предложили занять место Котина, стать Главным конструктором Челябинского Кировского завода. Николай Федорович отказался, предпочтя работу Конструктора с большой буквы, то есть творца, работе Главного конструктора - больше административной, хотя и престижной.

Конструктором Шашмуриным был разработан и внедрен в производство способ отливки картеров танковых трансмиссий из чугуна, что ранее считалось просто невозможным. Он нашел способ отказаться от дорогостоящих и дефицитных легированных сталей при изготовлении многих ответственных узлов, впервые использовав закалку низкосортных углеродистых сталей токами высокой частоты. Отдавая все время серийному производству, Николай Федорович выкраивал буквально минуты для перспективного проектирования. В годы войны им была детально разработана теория проектирования танков по предельным параметрам.

Интересна история создания танков серии "ИС". Когда И. В. Сталину показали танк ИС-2, то вождь сказал, как отрезал: "Это танк победы! С ним будем завершать войну!" Машину приняли на вооружение осенью 1943 года. По суммарной трудоемкости тяжелый ИС-2 не превышал средний Т-34, а по боевой мощи превосходил все танки в мире того периода. Одна деталь: этот танк был легче немецкого "тигра" на 11 тонн, а по бронезащищенности превосходил в 1,5 раза! И сделал этот танк Николай Федорович Шашмурин, лишь частично реализовав в нем свои представления о танках предельных параметров. Однако во всех справочниках авторство относят Николаю Духову, хотя Николай Леонидович был в то время исполняющим обязанности Главного конструктора ЧКЗ, но практически занимался другими машинами.

Николай Шашмурин проектировал ИС-2, а Николай Духов совместно с Л. Трояновым и М. Балжи - два красивых, но опять, увы, беспомощных танка: ИС-3 и ИС-4. Снова все уперлось в трансмиссию, взятую не с ИС-2, а со стороны. Несмотря на то, что ИС-3 и ИС-4 уже в 1944 году было выпущено несколько сот, участия в боях они так и не приняли...

После Победы "дед" создал уникальный во всех отношениях танк ИС-7, который на долгие годы мог бы стать основным и самым мощным танком Советской Армии, но в силу ряда причин этого не случилось, а жаль... Вершиной же послевоенного творчества Николая Шашмурина является плавающий танк ПТ-76 - не превзойденный по своей гениальной простоте и выдающимся боевым характеристикам ни зарубежными конструкторами, ни отечественными.

Я вовсе не хочу сказать, что только Николай Шашмурин "спас" наше танкостроение. Нет, он был один из тех, кто выковал Меч Победы, и только благодаря таким людям, как он, на постаменте в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, стоит не американский "Шерман" или английский "Кромвель", а наш символ Победы - тяжелый танк ИС-2.

Николай Федорович, которому в юбилейном 95-м исполняется 85 лет, тяжело болен, однако находит в себе силы не просто существовать, а жить и бороться. Получая мизерную пенсию и давно не обладая богатырским здоровьем, он сумел-таки собрать уникальные материалы по истории танкостроения на Кировском заводе, привезти их в Москву, передать в дар Музею на Поклонной горе. Он подготовил интереснейшую и очень острую в своей праведной полемике рукопись по теме, которую знает лучше всего,- истории танкостроения в СССР. Но кто эту рукопись сейчас обработает, издаст? Он давно перестал стучаться во все двери, предлагая свои бесценные архивы и свой опыт. Он просто работает, работает и работает, продолжая жить по предельным параметрам, надеясь, что созданное и собранное им будет все-таки востребовано Россией.

Сергей ПТИЧКИН.

Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz