Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Комсомольская правда.   |    15.08.2001 года.

Общество

«Курск» убила гравитационная аномалия?
Специалисты Центра региональных геофизических и геоэкономических исследований им. В. В. Федынского, геофизик-исследователь Михаил Лоджевский и профессор Леонид Солодилов, сопоставив данные многолетних исследований акватории Баренцева моря, пришли к выводу, что причиной аварии подлодки могло стать фатальное стечение обстоятельств - АПЛ попала в район уникальных природных аномалий. С одним из авторов версии - Михаилом Исааковичем Лоджевским - мы встретились. Итак, какие аномалии ученые обнаружили на месте гибели «Курска»?

Микрохребет
Субмарина затонула на вершине «Мурманского хребта», или «Мурманской банки», как называют ее моряки. Здесь (см. карту) отмечаются одни из самых малых глубин в этом районе Баренцева моря. Глубина в 105 метров, на которой лежит подлодка, может считаться аномальной: уже в десяти километрах к юго-западу глубины увеличиваются до 170 метров.

Переменная плотность воды
Место гибели АПЛ отличается чрезвычайно высоким уровнем концентрации углеводородов в донных отложениях. Что это значит? Углеводород растворяется в воде и повышает ее температуру. Это приводит к тому, что плотность воды над «Мурманской банкой» постоянно меняется. Причем и в горизонтальных, и вертикальных направлениях.

Гравитационный барьер
Известно, что Земля опутана, как паутиной, гравитационными полями, которые плавно изменяются к югу и северу от экватора. Однако наша планета неоднородна по своему глубинному строению, а потому встречаются резкие отклонения от нормальной силы тяжести. Это связано с плотностью геологических слоев Земли и с различной глубиной их залегания. Более плотные, тяжелые слои - базальт, гранит - притягивают сильнее, чем, например, известняк. Если структура пород меняется постепенно, то разница в силе тяжести вряд ли будет заметна. Но если граница между плотными и «легкими» породами окажется резкой, то и перепад в силе тяжести будет весьма ощутим.

А в зоне «Мурманского хребта» проходит граница между двумя крупнейшими тектоническими плитами, большая часть одной состоит из песчаника - осадочных пород пониженной плотности, а другая - из гранита, плотность которого намного выше. Причем в том месте, где лежит лодка, сила тяжести достигает максимальных величин.

Если посмотреть по графику, то кривая перехода от нормального значения гравитации над песчаником к аномальному над гранитом настолько крутая, что ее можно сравнить с железнодорожным полотном, которое вдруг «встало» на дыбы. Такая «крутизна» называется гравитационным барьером. Особенно важно, что если место стыка пород разной плотности лодка будет пересекать перпендикулярно, как это и произошло с «Курском», то влияние гравитационного барьера будет максимально.

Стечение обстоятельств?
В специальной литературе, посвященной теории подводного плавания, говорится о трех параметрах, влияющих на остойчивость подводной лодки: это объем судна, плотность воды и ускорение свободного падения. «Курск» - подлодка сверхбольшая (длина - 150 метров, высота - 18 метров, масса - 24 тысячи тонн). При этом она попала в район, где плотность воды переменная, а гравитация аномальная. Что же могло произойти с лодкой в этом случае?

Лодка в районе «Мурманского хребта» идет на скорости 40 км/час. на глубине 60 метров (до дна еще 45 метров). Штурман знает, что под ним всего лишь микрохребет. В обычной ситуации в этом нет никакой опасности. В какой-то момент носовая часть этой махины оказалась над зоной с увеличенной силой тяжести. А кормовая все еще там, где притяжение пониженное. Что произойдет? Естественно, сила тяжести потянет вниз «нос». Возможная низкая плотность воды могла еще усугубить ситуацию.

Кстати, изменение плотности воды считается основной версией гибели американской атомной подводной лодки «Трешер», затонувшей в Атлантическом океане 10 апреля 1963 года. А в 1966 году в районе устья реки Коннектикут американский подводный аппарат «Аллюминаут» попал в сильно опресненную воду и с нарастающей скоростью пошел вниз. Вода «утяжелила» аппарат на целых полторы тонны!

Что могло произойти дальше? Экипаж «Курска» мог не успеть выправить баланс лодки, и ее нос на скорости с большой силой ударился о грунт. (Это и могли зафиксировать сейсмологи как первый, незначительный толчок.) Следом могли сдетонировать торпеды, как раз находившиеся в носовых отсеках.

Ученые не утверждают, что трагедия произошла именно так. Но природные аномалии могли в немалой степени повлиять на гибель лодки.

Драматизм ситуации, по мнению Михаила Лоджевского, состоит в том, что создателями АПЛ третьего поколения недостаточно полно разработана теория взаимодействия сил природы с подводными лодками большого водоизмещения. А раз нет теории, значит, моряки-подводники не имеют точных инструкций, как действовать во внештатной ситуации, связанной с природной аномалией. Наступил момент, когда необходимо переходить от изучения влияния мин времен второй мировой войны на современные АПЛ к исследованию воздействия силовых полей земли на подводные суда.

Кстати, для расширения своего присутствия в Арктике США с 1995 года реализуют несколько научных программ по изучению Северного Ледовитого океана и прилегающих к нему морей. Наибольший интерес проявляется к Баренцеву и Карскому. Американские ВМС уже выполнили программу Science Iсe Expedition (Научная полярная экспедиция), в которой были задействованы Управление океанографии и метеорологии, Геологический комитет США. Геофизические и картографические исследования очень важны для передвижения субмарин в этой части Мирового океана.
Павел МАРКЕЛОВ.

КОММЕНТАРИЙ ОКЕАНОЛОГА
Сергей ДОБРОЛЮБОВ, профессор кафедры океанологии МГУ:
- Действительно, судя по карте, в месте гибели АПЛ существует некоторое поднятие. Все остальное - переменная плотность воды, гравитационные барьеры - не может существенно повлиять в Баренцевом море на такую махину, как «Курск». Градиенты плотности воды и силы тяжести недостаточны для создания здесь существенных дифферентов (наклонов) судна. Авторы смешивают катастрофу «Трешера», попавшего, видимо, во внутреннюю волну в Северной Атлантике, с потерей плавучести маленького подводного аппарата «Алюминаут». В первом случае плотность воды не менялась, а сильно возросло давление окружающей воды, просто раздавившее лодку. Во втором - плотность резко уменьшилась из-за опреснения. Но в Баренцевом море в районе гибели лодки нет внутренних волн и зон распреснения такого масштаба.

Специалисты-геофизики, видимо, решили попытаться выбить финансирование под свои задачи. Но в том, что люди, выделяющие деньги на исследование океанов и морей (как гражданские, так и оборонные), знают истинную причину гибели, у меня нет сомнения. Так что деньги этим авторам они вряд ли перечислят.

МНЕНИЕ ВОЕННОГО МОРЯКА
Евгений ЧЕРНОВ, вице-адмирал:
- В том месте, где затонула подводная лодка «Курск», я служил 33 года. За все это время не было никаких проблем или аварий. Поэтому я считаю, что никаких природных аномалий в этом месте нет.
Записала Екатерина ТРАВИНСКАЯ.

Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz