Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Газета "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА".   |    01.09.2001

Общество

Последняя тайна сбитого южнокорейского «Боинга»
Ровно 18 лет назад советский перехватчик сбил над Сахалином самолет, нарушивший границу СССР. 269 человек погибли. В распоряжении редакции оказались секретные документы: расшифровки «черных ящиков» «Боинга» и записи переговоров пилота перехватчика. Они дают ответ на вопрос, до сих пор волнующий многих: выполнял ли пассажирский лайнер шпионское задание?
Кто помнит то время, многое старается забыть. В мире его называли «холодной войной», в СССР - «андроповским реваншем»: милиция тогда ловила по магазинам прогульщиков, Верховный Совет СССР принял жесткий Закон «О границе», согласно которому по нарушителям воздушного пространства страны применялось оружие. Принял, разумеется, не просто так: американские самолеты-шпионы, бывало, и у Москвы появлялись. Словом, на полетных картах международной фирмы «Джепсон» появились зоны, обведенные красной линией и надписью «FIRЕ», что значило: здесь русские по нежданным гостям открывают огонь без предупреждения.
До сих пор непонятно, как 1 сентября 1983 года «Боингу-747» южнокорейской авиакомпании KAL, летевшему рейсом 007 из Анкориджа (Аляска) в Сеул, удалось так серьезно сбиться с курса. Права у пилотов отбирают за отклонение на 60 километров от коридора, тут же самолет занесло на целых 660! Поначалу «Боинг» пролетел над Камчаткой (см. схему), но поднятые в небо две пары перехватчиков не успели его отловить. Но когда «кореец» подлетал к Сахалину, командир дивизии ПВО генерал-майор Корнуков (ныне Главком ВВС России) уже сажал в кабины лучших пилотов.
Подполковника Геннадия Осиповича научили различать по силуэтам все боевые самолеты вероятного противника. Но как выглядел гражданский «Боинг», он видел только на журнальных картинках. Однако по заданным с земли командам ас перехвата в кромешной тьме на цель вышел. Цель обнаружил. Цель уничтожил...
Пораженный боевыми ракетами, лайнер с пассажирами на борту развалился еще в воздухе и рухнул в Японское море. На месте падения уже через несколько часов собралось несколько десятков кораблей разных стран с единственной целью - первыми поднять со дна «черные ящики». Лишь военной хитростью командующий Тихоокеанским флотом Владимир Сидоров сумел отвлечь американцев от истинного места падения, и героическими усилиями водолазов «черные ящики» вместе с обломками были добыты из воды. Но еще водолазы доставали и куски тел, детские игрушки и кроссовки...
Фотографии останков обошли весь мир. Президент США Рональд Рейган тогда впервые назвал СССР «империей зла». Советская версия о том, что пассажирский «Боинг» был самолетом-шпионом, была отвергнута после того, как среди обломков не нашли даже намеков на разведаппаратуру. В очередной раз на международной арене СССР выглядел страной злобных маразматиков.
А в это время на Сахалине, естественно, заработала комиссия. Помимо анализа бортовых самописцев, был даже проведен эксперимент на грузовом самолете Ил-76. Рядовые летчики-инспектора пролетели и заданным «корейцу» курсом, и его неверным путем.
Выяснилось, что «Боинг» даже не сбился с пути - он попросту со второй минуты полета летел неверным курсом! Причем это не смущало ни самих пилотов «корейца», которые не могли этого не знать, ни наземные службы на Аляске и в Японии, с которыми они связывались постоянно!
Что же до версии о разведывательной цели «нарушителя», то она у военных не вызывала никаких сомнений. Несчастному «Боингу» и не требовалось никакой специальной аппаратуры. Его просто «подставили» - нужно было, чтобы в ответ на нарушение границы стали работать засекреченные советские точки ПВО, которые включаются только в боевых условиях. А засечь их можно, например, с американского разведспутника «Феррет», который как раз делал в это время виток над Сахалином. Поблизости дежурили два американских разведкорабля, рядом в воздухе висел американский же самолет-разведчик RC-135, нашпигованный разведаппаратурой. Однако рядовых инспекторов-летчиков мало кто слушал: по их же воспоминаниям, выводы были сделаны высокими чиновниками, с трудом отличающими кабину от кабинета. И вместо того чтобы просто сказать правду, советские генералы упорно продолжали нести чушь «про «Боинг»-разведчик».
Несмотря на то, что история эта многими забыта и вот уж более десяти лет нет самой «империи зла», осадок после нее такой же мерзкий, как запах от вчерашней пепельницы. По переговорам ясно видно, как нервничали и колебались офицеры советских ПВО, постоянно меняя команды Осиповичу. Тогда никто из них еще не знал: на борту - пассажиры. Интересно, а что чувствовали люди, которые направляли корейский лайнер изначально неверным курсом? В сторону, где на летных картах красными буквами написано «FIRE!» - «ОГОНЬ!»...

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ КОРЕЙСКИЕ ПИЛОТЫ, КОГДА ИХ «БОИНГ» СБИВАЛИ?
Фрагменты записи переговоров экипажа «Боинга-747». Пленки хранятся в ФАУ (федеральное управление гражданской авиации США). Время сахалинское.
6.03
007 (сбитый «Боинг-747»): На связи. Нрзб... Ну? Что-то 015 (самолет авиакомпании KAL, следовавший тем же рейсом, но истинным маршрутом, на 4 минуты позже): Нрзб... Что?
007: Что, что... Есть интересный рассказ. Как рассказывает господин директор...
015: Я 15. Смех. Можешь не рассказывать. Итак изучил...
6.05
007: Раньше поднимешься - раньше упадешь. Позже поднимешься - позже упадешь... Нрзб.
...Можно сказать... Сейчас нормально (ничего).
015: У меня... вдруг... сильный ветер... со стороны... нрзб...
6.24
На борту 007, возможно, полная паника - возгласы, срабатывает сигнализация, шум, «дым», «не с той стороны», «разгерметизация», «не получается», «экстренное снижение», «застегните ремни», «наденьте маски» - многократно.
007: Я «Кореиан Эйр 007», не прерывайте связи, дайте указания... у нас быстрая... компрессия... снижаюсь до 10 тысяч.
РДС: Токио не понял вас, переходите на десять тысяч...
Конец записи.
Сергей ГЕРАСИМЕНКО.

Как отдавали команду атаковать рейс 007
Радиообмен нашего командного пункта и перехватчика Су-15 31.08.1983, сахалинское время
6.03. О (Самолет Су-15, позывной «805», подполковник Осипович): - Я - 805-й. Наблюдаю цель на высоте, идет 8 тысяч.
КП (командный пункт): - Вас понял. Цель у вас по курсу. До цели 12 - 15 км.
6.04. КП: - 805-й! Я - Депутат. Цель боевая. При нарушении государственной границы цель уничтожить! Включить спецсистему (обогрев и обслуживание ракет).
О: - Выполняю.
6.10. КП: - 805-й, тип сможете определить?
О: - Нет, конечно...
КП: - Вас понял, до цели 12 км.
О: - А, понял! Она... с «мигалкой»... прежним идет. С «мигалкой»...
КП: - 805-й, высоту для контроля!
О: - 8 тысяч.
КП: - Понял! Цель по курсу, до цели 12 км.
6.11. КП: - 805-й! Излучение! (Команда Осиповичу включить локатор на облучение цели.)
О: - Выполняю!
КП: - Наблюдаете цель, 805-й?
О: - Визуально наблюдаю и по... на экране вижу.
КП: - Понял. После захвата - доклад.
О: - Вас понял.
КП: - 805-й! Цель наблюдаете?
О: - Наблюдаю в захвате цели (то есть пилот уже наложил метку прицела на «Боинг»).
КП: - 805-й, произведите запрос цели! (По принципу «свой - чужой».)
О: - Понял вас.
6.13. О: - Цель на запрос не отвечает.
КП: - Включить спецсистему... Следить за курсом цели...
6.14. КП: - 805-й! Депутат... Приготовиться к открытию огня, быть готовым.
О: - Понял. Мне надо будет форсаж включать?
КП: - Остаток?
О: - Остаток у меня около 2700 (кг горючего).
КП: - Форсаж по команде.
6.15. КП: - 805-й, в захвате устойчиво?
О: - В захвате иду.
6.17. КП: - АНО (аэронавигационные огни) горят у противника? 805-й, наблюдаете противника?
О: - Наблюдаю.
КП: - Вас понял. ...ичтожить!
О: - Не понял! Повторите!
6.18. КП: - Цель нарушила государственную границу. Цель уничтожить!
О: - Выполняю.
РСП (руководитель системы посадки): - 805-й, АНО горит у цели?
О: - Да, горит. «Мигалка» горит. Сближаюсь с целью.
КП: - Ваши действия?
О: - Не понял.
КП: - 805-й, дайте мигание огнями! Принудите к посадке на наш аэродром!
О: - У меня ПР (пуск разрешен) горят уже!..
6.20. КП: - 805-й! Предупредительная очередь из пушечного вооружения!
О: - Надо подходить к нему!
КП: - Очередь пушечную дайте! Предупредительную очередь из пушек! Выполняйте!
О: - Сбросил захват, даю очередь из пушек...
КП: - Выполнили стрельбу, 805-й! Наблюдаете цель?
О: - Так точно, выполнил! Подхожу ближе.
6.21. О: - Цель с «мигалкой», сближаюсь. Я уже подошел к ней на удаление где-то 2 километра.
КП: - Цель снижается?
О: - Нет, идет на 10 тысячах. 805-й. Мои действия? Цель уменьшает скорость. Выхожу, впереди цели.
КП: - Уменьшите скорость, 805-й!
6.22. КП: - Увеличила скорость цель, да?
О: - Нет, уменьшает скорость.
КП: - 805-й, открыть огонь по цели!
О: - Куда же открыть, надо же раньше... Куда же... я уже на траверзе цели (идет параллельно).
КП: - Вас понял. По возможности займите положение для атаки.
О: - Мне нужно теперь отставать от цели...
КП: - Место цели? Место? Место?
6.23. КП: - 805-й, попробуйте уничтожить цель пушками.
О: - Я уже отстаю, сейчас ракетами попробую.
КП: - Вас понял.
РСП: - 805-й, подойти к цели, уничтожить цель!
О: - Вас понял, в захвате иду.
6.24. РСП: - 805-й, с целью сближаетесь?
О: - Наблюдаю, цель в захвате, уделение до цели 8 (км).
РСП: - Форсаж, 805-й!
О: - Включил уже (нажатие). ЗГ (захват головок - головки ракет захватили цель, находясь на подвеске).
РСП: - Пуск!
О: - Пуск произвел. Цель уничтожена.
РСП: - Выход из атаки вправо, курс 75.
О: - Выхожу из атаки.

Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz