Неправильное знание хуже, чем незнание.  А. Дистервег.
Ретроспектива
Хранилище забытых новостей

Газета "Труд".   |    № 024 за 09.02.2000

Первая полоса

ЗА ПЯТЬ МИНУТ ДО КОНЦА СВЕТА

КАК БЫЛ ПРЕДОТВРАЩЕН ЯДЕРНЫЙ "БЛИЦКРИГ"

Информация о том, что в середине 50-х годов мир едва не был ввергнут в ядерную войну, начала просачиваться в печать еще на заре перестройки. Многие тогда впервые узнали о разработанном в США плане превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР под кодовым названием "Дропшот". Наша агентурная разведка с помощью источников в руководстве НАТО сумела заблаговременно переправить в Москву фотокопии разработок этой операции, назначенной на 1 января 1957 года. Но до недавнего времени оставалось загадкой, каким образом была сорвана операция. Ведь агрессор отказывается от своих планов, как правило, только тогда, когда получает доказательства, что ответный удар окажется столь же мощным. Однако на момент "Х" Советский Союз еще не имел баллистических ракет, способных доставить ядерное оружие через океан. Что же остановило США? Об этом наша беседа с заместителем начальника летно-испытательного комплекса авиационного завода имени Мясищева Леонидом Гладуном, руководившим в 50-х годах испытанием технического устройства, которое, по сути дела, и предотвратило тогда ядерный "блицкриг".

- Операция "Дропшот" началась фактически еще в 1954 году, - рассказал ученый. - Американцы тогда предварительно провели проверку нашей системы ПВО. В ночь с 28 на 29 апреля 1954 года три самолета "Боинг-47" со стороны Балтийского моря нарушили Государственную границу СССР и пролетели над европейской частью страны, очертив гигантскую дугу Балтийск-Новгород-Минск-Киев-Кишинев. Для перехвата в общей сложности было поднято 92 истребителя, но они не сумели выполнить поставленную задачу. Самолеты-нарушители беспрепятственно ушли в сторону Западной Германии.

- В чем же были причины фактически нулевой эффективности нашей ПВО?

- О них подробно сказано в рассекреченном недавно рапорте маршала авиации Вершинина тогдашнему министру обороны Булганину по поводу случившегося. Если коротко, то главная беда заключалась в том, что на истребителях тогда еще не имелось локаторов, а взаимодействие с наземными станциями наведения было отработано слабо. Поэтому наши летчики не сумели выйти на контакт с нарушителями и пресечь полет.

Успех воздушного рейда воодушевил американцев. Дело в том, что в штабных расчетах они оценивали возможные потери своих самолетов при ядерной атаке до 55 процентов. Эта цифра очень негативно сказывалась на настрое американских летчиков, что могло породить большое количество отказников в момент "Х". То, что около сотни наших истребителей ничего не смогли сделать с тройкой "Боингов", заметно подняло боевой дух американцев. У стратегов, похоже, зачесались руки.

8 мая 1954 года командующий стратегической авиацией США генерал Лемэй проинструктировал еще три экипажа "Боингов" и поставил задачу спровоцировать воздушный бой на границе СССР и Финляндии. Кстати, союзники по НАТО об этом полете проинформированы не были. Один из "Боингов" был перехвачен над советской территорией парой истребителей Северного флота. По нему велся огонь с дальней дистанции. Как выяснилось позже из донесений разведки, "Боинг" был сильно поврежден. И мы, как ни странно, должны быть, вероятно, благодарны его пилоту, который сумел довести подстреленную машину до базы в Англии, тем самым лишив натовских стратегов повода для обвинения СССР в нападении на их самолет якобы над территорией Финляндии.

Тем не менее руководство СССР понимало, что повод для агрессии можно найти всегда и нужно к ней готовиться. Когда же в руках Москвы оказались все выкладки плана "Дропшот", проблема неприемлемого для противника ответного удара встала во весь рост. Сложность ее решения состояла в том, что американцы собирались бомбардировать нас ядерным оружием с европейских баз, а мы могли остановить их только возможностью ответных бомбардировок непосредственно по территории США. Ракеты-носители, как известно, появились на вооружении в советских войсках только в 1959 году. На момент же разворачивания операции "Дропшот" мы могли уповать только на дальнюю авиацию.

- Какие советские самолеты в то время были приспособлены для дальней доставки ядерного оружия?

- Для этой цели проектировался дальний бомбардировщик Ту-95. Он был произведен в единственном экземпляре, но во время испытаний погиб. Работу по нему приостановили и переключились на самолет "М-4", который мог нести ядерное оружие. Но дальность полета этой машины не позволяла совершать, так сказать, транзитные рейсы СССР - США - СССР без дозаправки. На вооружении советских ВВС в то время еще не было технических систем, с помощью которых можно было бы пополнять горючее с самолета-танкера прямо в воздухе. Правда, генеральный конструктор В.М. Мясищев уже разработал такую систему, выполненную по схеме "Конус". Однако летчик-испытатель Марк Галлай во время полета в паре с самолетом-заправщиком ни разу не смог сконтактироваться с "Конусом" и пополнить горючее. Он в своем отчете забраковал эту систему, заявив, что необходима другая, сделанная по типу американского телескопического механизма заправки. Но ее разработка и внедрение потребовали бы еще 3 - 3,5 года, и мы никак не успевали бы до планируемого американцами удара по СССР - 1 января 1957 года. Оставалось единственное: срочно доводить до ума "Конус". Директор серийного самолетостроительного завода Дмитрий Осипов договорился с Мясищевым и взял эту работу на себя. Руководить испытаниями назначили меня. В группу вошли ведущий летчик-испытатель Николай Горяйнов, правый летчик Иван Лаптев, штурман Владимир Журавлев, бортинженер Григорий Нефедов. Опускаю все сложности нашей работы в обстановке цейтнота. Главное - результат: 26 сентября 1956 года мы выполнили полет на дальность, соответствующую расстоянию до США и обратно, с дозаправкой в воздухе. С этого момента можно считать, что ядерный шантаж США в отношении СССР потерял всякий смысл. За ходом испытаний лично следил Н.С. Хрущев, и, когда они закончились, была организована утечка информации о том, что СССР теперь имеет возможность ответного удара возмездия.

- Какими силами мог быть нанесен такой удар?

- На 1 января 1957 года у нас имелось 25 самолетов "М-4", оснащенных системой "Конус". Результат полета с дозаправкой мог быть похлестче, чем 25 Хиросим.

- Но ведь не все советские "М-4" смогли бы отбомбиться. Принималось ли в расчет противодействие ПВО противника?

- В то время ПВО США было ничуть не лучше, чем у нас. Но дело еще и в том, что достаточно было одному самолету отбомбиться прицельно, чтобы американцы получили неприемлемый для них результат. Не многие знают, что в районе Лос-Анджелеса через территорию США проходит мощный тектонический разлом (геологическая трещина в земной коре). Одна достаточно мощная атомная бомба, взорванная здесь, способна привести к тяжелейшей катастрофе. Стратеги США это прекрасно понимают. Поэтому-то они моментально отказались от операции "Дропшот", как только получили достоверную информацию о том, что наше ядерное оружие может поразить Лос-Анджелес.

Так своевременно разработанное в общем-то несложное техническое устройство помогло спасти мир от возможной ядерной войны.

Турченко Сергей, капитан I ранга.

Вернуться
© 2008, Деревенька моя...
Контакты: liswlad@pochta.ru
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в системе uCoz